Вдохновение

Понедельник, 16.09.2019, 23:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Моя педагогическая философия | Регистрация | Вход

Моя педагогическая философия.
 
Как хочется воспрянуть и идти,
И с солнечным лучом не расставаться,
Дарить любовь и жизни улыбаться,
И только солнце видеть впереди.

М. Скребцова

 

Школа, по моему мнению, только тогда имеет особый смысл и значение, когда в ней есть учитель. Тот человек, с которым интересно, с которым хочется поговорить не только о последнем домашнем задании, но и о последних достижениях в науке и технике, об ожидаемых переменах в обществе. А может, и о самом сокровенном, о том, чем не всегда поделишься даже с близкими. Я убеждена, учитель – это тот, человек, который стал другом, помощником, советчиком, к которому даже спустя много лет приходишь и с раздумьями, и с радостью, да и просто так.

Я учитель математики и проработала по своей специальности уже более десяти лет, но, оглядываясь на этот скромный опыт, осознаю правильность своего выбора. Быть учителем стало смыслом моей жизни. С чего же всё начиналось?

С детства я была окружена любовью, заботой, вниманием родных и близких. В семье поддерживали мой дух исследователя и экспериментатора. Именно поэтому и я поддерживаю в своих учениках самые необычные предположения и варианты решения. А когда я вспоминаю свои школьные годы, перед глазами встают два образа - два учителя. Запомнились мне учитель физкультуры и учитель математики, каждый из них по-своему наложил отпечаток на мою дальнейшую педагогическую деятельность.


Мой преподаватель физкультуры – Владимир Николаевич Белогубов - в каждом ребенке видел личность. В слабом воспитывал силу характера, уверенность в себе, в сильном - развивал отзывчивость, стремление прийти на помощь. Его уроки были всегда интересны и поучительны, а казалось бы, чем могут увлечь уроки физкультуры? Как и Владимир Сергеевич, наш математик, Ираида Петровна Попова, вела уроки самозабвенно, увлеченно, спокойно. Ираида Петровна доказала нам, пятиклассникам, что математика - наука многогранная и очень интересная. На моем ученическом пути было много хороших педагогов, но примеру именно этих учителей я стараюсь следовать в жизни.

Оканчивая педагогический институт, я была благодарна судьбе, которая помогла мне выбрать именно этот путь, и я твёрдо знала, что быть учителем – это моё призвание.

Впоследствии мне важно было понять, какой я должна быть в этой профессии. И вот начался поиск своего «я» как педагога. Помогли мне в этом сами дети. Работая с детьми, я поняла: надо уметь не только учить и поучать, надо уметь жить их чувствами, проникаться их переживаниями. И здесь нельзя не согласиться с мнением Яноша Корчака:«… Вы поясняете: надо опускаться до их (детских) понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а оттого, что надо подниматься до их (детских) чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Так вслед за Корчаком стараюсь в каждом ребенке уважать личность.

В работе я опираюсь на вечные и неизменные ценности: доброту, уважение, справедливость, честность, требовательность, – для меня это не просто слова. Я стараюсь быть доброй, но не добренькой, помогаю ребенку самореализоваться, подбираю для каждого ученика свою высоту планки, учу видеть и ценить малейший успех, справедливо указываю на промахи, но при этом не задеваю самолюбие, даю возможность исправить недочеты. Не только на занятиях, но и в ходе самостоятельной работы я приучаю детей находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать свое незнание или неумение. Помня слова Сократа: « В каждом человеке - солнце, только дайте ему светиться» я спешу передать свои умения, учить не назидая.

Я преподаю математику. Поначалу детям кажется, что это наука строгая, представляет собой свод непреложных правил и методов, которым нужно точно и аккуратно следовать. Но я не согласна с таким наблюдением, потому что математика завоевала себе место в разных областях науки (экономика, химия, физика, информатика) и искусства (музыка, архитектура, литература). Гёте утверждал, что именно «цифры управляют миром; по крайней мере, нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется».

Основой моей педагогической философии является убеждение, что ребенок – главная ценность общества. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я уверена, моё назначение - зажечь свечу знаний и ее светом осветить путь жизни моих учеников. Урок для меня - не просто передача знаний, а способствование развитию качеств свободно мыслящей личности.

Я пытаюсь организовать учебный труд на занятиях так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развивали свой ум и смекалку, память и воображение, инициативу и самостоятельность.

Для меня очень важно каждый день видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания, поэтому цель моей педагогической деятельности - определение интеллектуальных и творческих способностей детей и создание условий для их раскрытия.

Для достижения этой цели я строю учебный процесс на основе сотрудничества между учителем и учащимися, между учеником и коллективом, между учениками. Применяю на учебных занятиях игровые методики, метод проектов, принципы разноуровневого обучения, осваиваю информационно- коммуникационную технологию.

Уверена, профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Справедливо считается, что профессия учителя стоит на стыке науки и искусства. От педагога требуется не только совершенное владение предметом, который он преподаёт, что естественно отнести к определённой научной области знания, не только владение педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета, но и в определённой степени артистизмом, искусством актёрского мастерства.

В уроки я включаю приготовленные совместно с учениками инсценировки: на первых занятиях с пятиклассниками мы «путешествуем в мир удивительных чисел», а в восьмом классе мы разыгрываем «геометрический симпозиум». Мои ученики с удовольствием включаются в разработку проектов. Учащиеся 8 «Г» класса в 2006-2007 учебном году на школьной научно – исследовательской конференции представляли проекты: «Портрет математики», «Многогранники», «Золотое сечение в архитектуре родного города».

Мы живем в такое время, когда, как никогда раньше, на первый план в мире вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельных личностей в частности. Высокие технологии, требующие развитого интеллекта, быстрыми темпами внедряются во все сферы нашей жизни. В основе же развитого интеллекта лежит его творческое начало. Сформировать и развить его – главная задача педагогического процесса.

Ни для кого не секрет, что в школу приходят разные дети по уровню развития и подготовленности, по характеру и поведению. Учатся они тоже неодинаково: одни схватывают всё на лету, другим для приобретения тех же знаний требуются напряжённые усилия. Есть дети, которые легко осваивают принципы современной образовательной системы, есть те, которые сталкиваются в школе с непосильными для них требованиями.

Кроме того, в последнее время отмечается тенденция к усложнению школьных программ, и ребёнок с теми или иными проблемами, влияющими на его успехи в учёбе и способностью адаптироваться к школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении. Для многих детей темп и объём программы оказываются чрезмерными. Естественно, что неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, нарушая школьные требования, получает больше замечаний, и его постоянными спутниками становятся тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой или порицанием. В результате формируется так называемая ориентация на неуспех. Основная моя задача – сформировать стойкую положительную мотивацию к долговременному изучению и применению законов математики. В своей педагогической практике я ежедневно решаю такие вопросы: «Что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Можно ли помочь школьникам разорвать замкнутый круг неуспехов и отрицательных переживаний, искажающих их взаимоотношения с окружающим миром? Как увлечь их познанием нового?» В своей педагогической практике я ежедневно решаю такие вопросы.

Как вы думаете, что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим, и учеником, стремящимся, лучше учится? Каждый из них стремиться достичь успеха, стремиться расширить собственные возможности.

Именно поэтому в своей работе я использую технологию обучения в сотрудничестве в сочетании с методом проектов.

На уроках, вместо монотонного объяснения, я побуждаю учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, при этом учащиеся активно развивают интуитивное и аналитическое мышление. При этом для организации живого диалога стараюсь задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таких этапах урока как введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод я использую метод проектов. Проекты учащиеся выполняют и индивидуально, и группами в течение заданного времени, иногда – целой четверти.

Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую, подлинно творческую раскрепощенную атмосферу, под воздействием которой ученик включается в активный поиск, в сотрудничество.

Совместная работа, в том числе и над разработкой проекта, – наиболее полезна для развития коммуникабельности учащихся, социальных связей в коллективе. В совместной деятельности школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было «зайцев», т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, я стараюсь приучить к распределению обязанностей при организации коллективной и групповой работы, ведь цель достижима только тогда, когда другие ученики тоже достигнут результата. Дети при этом учатся чувствовать «плечо» соседа, «не тянут одеяло на себя». В ходе работы над проектом стараюсь на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогаю при появлении трудностей, поддерживаю обратную связь, связываю учебную информацию с жизненным опытом школьников.

Технология обучения в сотрудничестве и метод проектов – это не только «обучающие», но и «воспитывающие» технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления и принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. Роль учителя при этом существенно меняется, я превращаюсь в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата.

В своем стремлении сделать учебный процесс интересным, насыщенным не забываю о принципе «не навредить» здоровью учеников. Обучение в сотрудничестве помогает создать комфортные психологические условия обучения.

Я горжусь тем, что вокруг меня много умных, поистине талантливых и просто любознательных учеников, которые своей энергией побуждают работать творчески.
 


Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 92